Самолёты Самолёты

МиГ-29 по праву считается одним из лучших в своем классе реактивным сверхзвуковым фронтовым истребителем четвертого поколения. Он создавался для завоевания господства в воздухе в зоне боевых действий, для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей противника.

Появление ранее засекреченного МиГ-29 на международном авиасалоне в Фарнборо в 1988 г. вызвало подлинную сенсацию. Огромное впечатление на зрителей произвело выполнение российскими летчиками фигуры «колокол», которая ранее выполнялась только на спортивных самолетах. МиГ-29 обладает такой высокой тяговооруженностью, что может выполнять вертикальный набор высоты с ростом скорости.

МиГ-29(13) в раскраске Стрижей

К работам по проектированию легкого фронтового истребителя четвертого поколения коллектив ОКБ А.И. Микояна приступил в 1970 г. В сотрудничестве с рядом научных организаций к середине 70-х гг. была сформирована общая концепция машины, предусматривавшая создание высокоманевренного истребителя, обладающего мощным вооружением и совершенным прицельно-навигационным оборудованием, позволяющими эффективно вести как дальний ракетный, так и ближний маневренный воздушный бой.

Планер истребителя был спроектирован по так называемой интегральной компоновке с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. В состав силовой установки были включены два современных двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33 с форсажными камерами. На самолете нашли применение новейшие средства авиационного вооружения — управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 и ракеты ближнего маневренного боя Р-73, а также скорострельная пушка ГШ-301 калибра 30 мм. В состав системы управления вооружением наряду с РЛС с большой дальностью действия впервые вошла оптико-электронная прицельная система и нашлемная система целеуказания.

Первый опытный образец МиГ-29 был поднят в первый полет летчиком-испытателем А. В. Федотовым 6 октября 1977 г. После проведения широкомасштабной программы испытаний истребитель МиГ-29 в 1982 г. был запущен в серийное производство. В 1981 г. на базе одноместной машины разработан двухместный учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ, выпускаемый с 1985 г. серийно.

К настоящему времени выпущено около 1500 истребителей МиГ-29 и МиГ-29УБ, более половины из которых поступили на вооружение ВВС Советского Союза, а остальные были экспортированы более чем в полтора десятка зарубежных государств. Сейчас самолеты МиГ-29 находятся на вооружении ВВС России, ряда cтран СНГ (Украины, Беларуси, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана). В дальнем зарубежье истребители данного типа эксплуатируются военно-воздушными силами Индии, Югославии, Ирака, Ирана, Сирии, КНДР, Словакии, Польши, Кубы, Румынии, Болгарии, Венгрии, Малайзии, Перу, Йемена, Эритреи, Бангладеш; некоторое количество МиГ-29 было приобретено для испытательных целей США.